2010-08-23

Дирижабли над Львовом

Вот он - "дирижабль"!
Уже лет десять не могу найти архивные семейные фотографии, которые странным образом пропали из дому. Обнаружилось это совершенно случайно, рассказывал юным коллегам про Львов 50-х и пообещал показать фото "дирижабля", который поднимали над городом в начале 50-х на главные советские праздники. А фотографии (их было несколько, т.к. жили мы совсем рядом с местом старта сего чуда и не сфотографировать его было просто невозможно) вдруг пропали!

Начинаю спрашивать у сверстников. может у кого сохранились подобные фото или они помнят такое восхитительное явление. В ответ лишь недоуменные взгляды - никто такого не помнит! Есть у меня пару старших товарищей, которые и по характеру своему, и по месту проживания никак не могли бы не сидеть на заборе, окружавшем место старта. - те же недоуменные взгляды! Последняя инстанция - Саша (Александр Григорьевич), который на Краковском торговал самодельными папиросами, вежливо покивал головой, дескать помню, но сказал это скорее из вежливости. Тут меня заело, а вдруг я это придумал в детстве, а потом и сам поверил? А теперь хожу, как городской сумасшедший, и людей в беспамятстве обвиняю. Осторожно спрашиваю у мамы: был Дирижабль? Говорит был, вы с папой вечно ходили на его подъем и спуск смотреть, да и вечером его с балкона видно было. А фотографий нет!

Однажды, осторожненько так, спрашиваю у Ирины Петровны Котлобулатовой, человека в высшей степени в вопросах истории Львова компетентного и великого энтузиаста изучения львовской старины, "а не попадались ли Вам фотографии этого самого "дирижабля?"
Буквально через минут пять получаю мэйл: "А мне только что такую фотографию принесли!" Ну, надо же, какое совпадение! Вскоре она появилась на сайте "Центру міської історії Центрально-Східної Європи". Оттуда я ее без спросу взял и здесь публикую (не воровства для, а только для того, чтобы многочисленные мои друзья и знакомые, которых я донимал просьбами вспомнить что-нибудь о дирижабле, поверили, что оный летательный аппарат не есть плод моей буйной фантазии :)))  Искренне прошу сотрудников Центра простить за публикацию фото без разрешения.

Как видно на фото, дирижабль совсем не дирижабль, а  аэростат воздушного заграждения ПВО (англ. - Barrage balloon) - оружие в те времена достаточно эффективное, а потому в значительной степени секретное. Изображенный на снимке аэростат заграждения вероятно типа МАЗ-1,  советский аэростат, т.н. "британского типа", характерное отличие которого - трехплоскостная хвостовина. Штука вобщем-то очень опасная, т.к. заполнялась водородом, который, как известно, в отличие от гелия дешевый, но взрывоопасный. Поэтому запуск производили с огражденной территории. Такая штука могла подниматься на тросе на высоту до двух с половиной километров, а опускалась с помощью лебедок.

 Вообще говоря, аэростаты для Львова вещь совсем не удивительная. Ведь еще в 1874 году, меньше чем через год после первого полета воздушного шара братьев Монгольфье (Joseph-Michel Montgolfier и Jacques-Étienne Montgolfier) с экипажем из двух человек, во Львове впервые в мире был поднят тепловой аэростат с керосиновым пальником для подогрева воздуха для наполнения оболочки. Источник, правда, не известен, но слух такой есть.
Ну, и уж совсем не вызывает сомнения полет в 1910 году на управляемом аэростате (воздушном шаре) двух львовских инженеров-политехников - фантастически разностороннего Эдмунда Либаньского (Edmund Libański) и его коллеги Кароля (Карла) Рихтманна (Karol Richtmann). Львовские воздухоплаватели совершили сорокаминутный полет над Львовом и сделали несколько десятков фотографий, которые сейчас можно встретить в интернете.

А вот были ли во Львове дирижабли, т.е. управляемые аэростаты с двигателем и пропеллерами для горизонтального перемещения, мне доподлинно не известно. Хотя попадались фотографии сооружения весьма напоминающего эллинг для дирижаблей. Фотография, насколько себе припоминаю, была сделана на территории старого львовского аэродрома на Левандовке, там был изображен не только ангар, но и нечто напоминающее мачту для причаливания дирижаблей.

Есть еще и продолжение темы

© Фото http://www.lvivcenter.org

2 комментария:

aerocrat комментирует...

Хороший пост, спасибо. Львовские дирижаблисты - выходцы из львовского политеха - хорошо известны. Один ныне живет и в США и, возглавляя фирму Worldwide Aeros (во Львове она называлась просто "Аэрос" в 1980-90-х), создает дирижабли и аэростаты, которые летают на всех континентах. Игорь Пастиернак. Самый популярный его проект - 5-местный1 дирижабль мягкой конструкции Aeros Sky Dragon 40D, а самый сенсационный концепт - дирижабль-отель Aeroscraft (ML-866). Второй - Геннадий Верба, хотя и является гражданином Украины и США, работает в Москве, возглавляя компанию Авгуръ-Росаэросистемы. Специализируется на дирижаблях мягкой схемы, лучший из построенных - это AU-30, также под его руководством строились аэростаты различного типа. Короче, Львов обогатил воздухоплавательный мир.

Temporary комментирует...

ого, как далеко шагнули львовские энтузиасты воздухоплавания! Значит жив дух Э.Либаньского и не зря он сто лет назад организовал авиационное общество студентов львовского Политеха. А Вы, как специалист. не могли бы помочь определить точнее модель аэростата со снимка?