2010-08-29

Еще о львовских дирижаблях и аэростатах (дополнено 30.08.10)

Разрушенный эллинг на
Левандовке (фото с сайта)
Оказывается в интернете, достаточно часто встречаются фото летательных аппаратов из львовской истории. Вот упоминавшееся фото полуразрушенного эллинга. В "Энциклопедии Львова" в подписи под этой фотографией утверждается, что это сгоревший российский ангар на старом львовском аэродроме на Левандовке (Это сразу за главным вокзалом в направлении станции Клепарив).
В тексте же статьи о львовском аэродроме в той же энциклопедии, однако, сообщается, что российские войска во время первой оккупации Львова в 1915 году использовали этот эллинг для дирижаблей в качестве ангара для самолетов типа "Илья Муромец".


К сожалению, у меня нет доступа к первоисточникам и посему никак не могу эти сообщения комментировать. Известно однако, что одна из улиц на Левандовке носила название Sterowa (дирижабль по польски называется Sterowiec, поэтому некоторые переводят название улицы как Дирижабельная), что совсем не означает, что в 1915 году эллинг использовался для дирижаблей, т.к пока не встречались сведения о базировании во Львове австро-венгерских дирижаблей или аэростатов. Несмотря на то, что австрийцы первыми в мире нанесли воздушный бомбовый удар по наземным целям еще в 1849 году, Австро-Венгрия не была в те времена лидером по строительству и использованию дирижаблей.

Дополнено 29.08.2010. Эллинг таки принадлежал российской армии и был оставлен при отступлении российскими войсками.

На Украинском историко-фортификационном форуме есть еще несколько любопытных фотографий из коллекции А. Волкова, в т.ч. и размещенная выше.

Особенно интересно это фото. А.Волков считает, что фото сделано на территории выставки (верхняя терраса Стрыйского парка), хотя в 20-30-х годах ХХ века (к которым по некоторым признакам относится фото), территория там была вполне застроена и таких пустырей вроде бы не было. Хотя здание на заднем плане справа несомненно львовская электростанция на Персенковке, так что фото скорее сделано действительно из района ул Козельницкой, с того места, где было тренировочное футбольное поле стадиона "Погонь"/"Динамо", а ныне торчит здание какого-то заведения НАНУ и недавно разобранное здание то ли театра, то ли дома офицеров. Каждый может поэкспериментировать в определении точки съемки, используя фото со спутника, представленное ниже
Сектор съемки отмечен белыми линиями, красным отмечена территория стадиона "Погонь",
Зеленая линия - плоскость фасада электростанции

А вот это фото, скорее относится к упоминавшемуся уже старту Рихтманна/Либаньского в 1910 году.


Дополнено 30.08.2010. Поспешишь - людей насмешишь. Никакой это не полет Либаньского/Рихтманна! Те летали на тепловом аэростате (типа "монгольфьер") с горелкой, которая нагревала воздух, а здесь - вполне даже шарик типа "шарльер" - с газонаполненной оболочкой

Оказывается много чего есть еще нам неизвестного о львовских дирижаблях, аэростатах и воздухоплавателях....

1 комментарий:

Temporary комментирует...

Сразу подсказали ссылку, что во Львов был перенесен Луцкий эллинг роты управляемых аэростатов российской армии. См. http://militera.lib.ru/tw/obuhovich_kulbaha/18.html